T-34-43

Качканар. Эпизод 3. ГОК.

Вот мы и добрались до самого главного. До того, благодаря чему, мы и приехали на Средний Урал в верхушке этого лета. До того, чем славен Урал. До его недр. А, если быть конкретнее, речь пойдет о Качканарском горно-обогатительном комбинате. Без претензии на полноту информации. А так, чтобы было понятно, что не скуки ради мы здесь.
Итак. В 1957 году началась разработка Гусевогорского железорудного месторождения титан-магнетитовых руд с примесью ванадия. Собственно горно-обогатительный комбинат был запущен только в сентябре 1963 года, и в в прошлом году как раз отметил свое 50-летие.
Одновременно с началом строительства комбината был основан и сам город Качканар. Не даром символом города является ключ. Ключ от уральских недр.
Сегодня Качканарский ГОК разрабатывает три компактно расположенных карьера: Главный, Северный и Западный. В скором времени планируется начать разработку еще одного месторождения - Собственно-Качканарского, расположенного как раз в горе Качканар. Поэтому, увы, дни этой замечательной горы, так или иначе, сочтены. Человечеству требуется железо. Прогресс не остановить!
Качканарский ГОК входит в группу ЕВРАЗ и является одним из пяти крупнейших горнорудных предприятий России. Комбинат расположен в 140 км от Нижне-Тагильского металлургического комбината, и является его крупнейшим поставщиком железорудного сырья. ЕВРАЗ КГОК разрабатывает Гусевогорское месторождение титаномагнетитовых железных руд, содержащих примеси ванадия. Содержание ванадия позволяет выплавлять высокопрочные легированные сорта стали. Причем гора Качканар является единственным в России месторождением руд, содержащих ванадий.
Содержание железа в местных рудах невелико, всего около 16 %. Именно по этой причине разработка месторождения началась сравнительно недавно. Производственная мощность комбината составляет порядка 55 млн тонн железной руды в год.
Нам довелось собственными глазами увидеть лишь один из трех карьеров, причем, не самых большой. Но даже Западный карьер выглядит достаточно внушительно, хотя и уступает, конечно, таким монстрам, как Лебединский и Стойленский.


Работы в карьере ведутся круглосуточно. Огромные экскаваторы грузят разрыхленную руду на большегрузные самосвалы и железнодорожные составы, которые отвозят их на обогатительные фабрики.






К счастью у нас, в отличие от карьеров, работа вписывается в стандартную смену, что позволяет делиться с вами информацией в свободное от работы время. И, кстати, не без этого:
Не реклама! Просто в дальних командировках я всегда стараюсь попробовать напитки местного розлива.
Наша работа связана с подготовкой маркшейдеров и лишена горняцкой романтики. Не пыльно портим зрение у мониторов, сидя в офисе.
Иногда совещаемся в кабинетах местного управления, здание которого уже мелькало на фото. Здесь опять же никакой романтики. Но в фойе главного офисного здания вас встретит вот такой телефонный аппарат для внутренней связи:
Территория комбината неплохо озеленена. В перерывах достаточно приятно бывает прогуляться по тропинкам среди деревьев под пение птиц.
Местами даже спеет землянка.
Качканарский ГОК вообще весьма большое предприятие, занимающее огромную территорию. Одна промплощадка занимает площадь, сопоставимую с площадью всего города Качканар.
Комбинат является крупнейшим предприятием в городе и единственным градообразующим. Поэтому символика ЕВРАЗа встречается здесь повсюду.

Вот наверное и всё, что хотелось рассказать об объекте нашей работы. Получилось не много. Но кому надо, тот легко может найти всю полезную информацию в Интернете.
Завтра... т.е. уже сегодня, последний рабочий день нашей командировки. В субботу мы отправляемся в Екатеринбург, а оттуда самолетом домой. Если будет время и возможность, покажу что-нибудь из столицы Урала.

Всего доброго!